Advertisements

Белеет парус одинокий (Beleet Parus odinokiy) (English translation)

Белеет парус одинокий

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнётся и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
 
Submitted by Danny SwartzDanny Swartz on Thu, 09/05/2019 - 18:32
Last edited by ltlt on Thu, 21/05/2020 - 12:31
English translationEnglish (singable)
Align paragraphs

There is a lonely white boat

Versions: #1#2
There sails a lonely white boat
In distant mist of azure sea.
What is it seeking far from home?
What did it lose? What did it leave?
What is it seeking far from home?
What did it lose? What did it leave?
 
The waves are playing, winds are blowing,
Its mast bends low creaking hard.
That sailing boat needn’t fortune
And isn’t running from good luck.
That sailing boat needn’t fortune
And isn’t running from good luck.
 
The water’s clear, warm and tender
The sun is sending golden beams.
But its seditious heart asks tempest,
As if the gale can give some peace.
But its seditious heart asks tempest,
As if the gale can give some peace.
 
Thanks!
thanked 2 times
Submitted by Dovace1001Dovace1001 on Sun, 10/05/2020 - 19:30
5
Your rating: None Average: 5 (1 vote)
Comments
nalexandrenalexandre    Sun, 10/05/2020 - 19:34
5

Превосходно!

IgeethecatIgeethecat    Sun, 10/05/2020 - 19:50

You gotta be kidding me?
Сначала, из паруса сделали лодку

Потом
Its mast bends low creaking hard — sailors help needed to explain the incident

Then,
That sailing boat needn’t fortune - переврали смысл с точностью наоборот

Короче, Лермонтов бы в гробу перевернулся от такого перевода, простите за прямолинейность

Dovace1001Dovace1001    Mon, 11/05/2020 - 03:22

Из Вашего комментария видно, насколько по-разному каждый человек воспринимает это стихотворение. Я переводила по смыслу, а не по букве.
1. В море находится лодка под парусом, а не просто кусок белой парусины, привязанный к мачте.
2. Герой стихотворения не гонится за удачей, и не ради нее он отправился в дальний путь к чужим землям. Вы понимаете это место как-то иначе?

IgeethecatIgeethecat    Mon, 11/05/2020 - 05:30

Герой стихотворения (парус, который вы превратили в лодку) счастия не ищет и не от счастия бежит
Счастье и удача - не совсем одно и то же, вам не кажется?

Dovace1001Dovace1001    Mon, 11/05/2020 - 16:40

Конечно, по-русски это не одно и то же, но когда я набрала в Переводчике слово "счастье", пытаясь найти подходящие синонимы, то и "fortune" и "luck" - оба высветились.
Прямой перевод "happiness" здесь явно недостаточен, точно также как и "joy". Хотя бы потому, что герой стихотворения это самое "joy" как раз и стремиться испытать - в буре.

IgeethecatIgeethecat    Tue, 12/05/2020 - 20:00

Are kidding me again? Вы у Николай Васильича советы просите?

Dovace1001Dovace1001    Wed, 13/05/2020 - 03:07

Нет, это я Вам пытаюсь объяснить, что русское слово "счастье" может употребляться в смысле "удача". И что даже Гугл-переводчик со мной согласен.

PinchusPinchus    Tue, 12/05/2020 - 18:24

Вы могли бы и парус вернуть. Что-нибудь типа "There is a sail showing white, lone" (предварительно подправив мой ломаный английский), рифма только улучшится. Дело вкуса, конечно.

Dovace1001Dovace1001    Wed, 13/05/2020 - 07:52

Смеетесь? Ну конечно да, смеетесь. Вы же не хуже меня знаете, что при переводе не все так просто, как думают новички. Например, необходимо знать, как англоязычный читатель или слушатель воспринял бы этот "парус, показывающий белое, одинокое". То есть во-первых, английская грамматика поломана, что вы и сами чувствуете. А во-вторых, есть ли в английской литературе примеры использования слова "парус" в смысле "парусная лодка"? То есть какие ассоциации возникли бы у человека англоязычной культуры при предъявлении ему текста, переведенного в буквальном ключе?
Лично я - не знаю. Для нашей поэтической культуры характерно олицетворение, то есть мы воспринимает "парус" здесь как нечто живое, деятельное, чувствующее.
И такие несовпадения сплошь и рядом. Вот, например, пара языковых примеров. У нас корабли плавают, а у англичан - ходят. У нас "падает снег", а у них - "снежит".

PinchusPinchus    Wed, 13/05/2020 - 16:58

Нет, не смеюсь. И не показывающий белое, а являющийся белым, виднеющийся белым. Тут нет никакого олицетворения, метафоры, переноса, фигуры речи, ничего, что требует особого внимания переводчика. Виднеется одинокий парус - все буквально. А уж есть там лодка или нет - пусть читатель сам решает.

Dovace1001Dovace1001    Wed, 13/05/2020 - 18:15

Именно что нет - в переводе ничего нет, ни олицетворения, ни метафоры. А у Лермонтова в русском оригинале - есть. Поэтому стихотворение Лермонтова - это поэзия, а 12 из 13 переводов, предложенных нашему вниманию по сноске Джорджа Г, всего лишь переводы, несмотря на то, что некоторые из них ритмические.
Я пыталась перевести так, чтобы передать ту жажду борьбы, преодоления, которые и делает стихотворение "Парус" близким сердцу каждого подростка, ищущего себя в этой жизни.

PinchusPinchus    Wed, 13/05/2020 - 19:30

И что же за фигура речи у Лермонтова в первой строке? Пожалуйста, назовите и объясните.

IgeethecatIgeethecat    Thu, 14/05/2020 - 01:27

Сынуль, вам тоже лодка не нравится?

PinchusPinchus    Thu, 14/05/2020 - 01:48

Мне пара вещей не очень нравится, включая лодку. Я тоже не думаю, что удача может служить эквивалентом счастья, речь о чем-то гораздо более постоянном и фундаментальном (иначе парусу стоило бы белеть где-нибудь в казино), впрочем "fortune", мне кажется, подходит. К тому же явно надо "не искать" и "не бежать" от чего-то одного, а не от двух разных вещей - это размывает подростково-поэтическое очарование. Но мне понравился перевод последней строфы, и я честно сказал переводчику за это "дзенкую".

BlackSea4everBlackSea4ever    Thu, 14/05/2020 - 02:00

I think the last verse has issues, PZ:
But its seditious heart asks FOR tempest,
As if the gale can give some peace. — as if the gale could bring peace

PinchusPinchus    Thu, 14/05/2020 - 02:24

But he, so restless, asks for tempest?
as if the gale could bring a(the) peace?
И все вроде в размер.

BlackSea4everBlackSea4ever    Thu, 14/05/2020 - 02:32

But he, so restless, asks for tempest? — that’s not a question
as if the gale could bring a(the) peace? — no article a or the — as if the gale could bring him (it) peace

PinchusPinchus    Thu, 14/05/2020 - 02:43

Вопросы задавал я - хорошо ли так.
>as if the gale could bring him peace
Отлично!

BratBrat    Thu, 14/05/2020 - 01:43
Pinchus Zelenogorsky ha scritto:

И что же за фигура речи у Лермонтова в первой строке? Пожалуйста, назовите и объясните.

Во второй - олицетворение. Ищет. И далее - кинул, бежит.
Беглый олигарх, не иначе...

Парус! Порвали парус!!!
Каюсь... каюсь... каюсь...
(С) В. Высоцкий, Песня беспокойства.

IgeethecatIgeethecat    Thu, 14/05/2020 - 02:18
Brat ha scritto:
Pinchus Zelenogorsky ha scritto:

И что же за фигура речи у Лермонтова в первой строке? Пожалуйста, назовите и объясните.

Во второй - олицетворение..

Олицетворение - это фигура речи? Дык у павильона пиво-воды можно так олицвориться, что парус утопнет в ящике водке 😂

Dovace1001Dovace1001    Tue, 12/05/2020 - 17:45

Благодарю за доброе слово!. Я сразу ответить не успела, а дальше посыпалась такая критика, что я, признаться, растерялась. Мне ведь и самой нравится то, что у меня на этот раз получилось - передать дух Лермонтовского стихотворения, это бунтарство юного сердца против обыденности.

IgeethecatIgeethecat    Mon, 11/05/2020 - 06:13

Ой, вы не представляете как нас за это наше собственное мнение прессуют!
А здесь, если честно, не могу простить, что парус на лодку променяли. 🤣

Dovace1001Dovace1001    Mon, 11/05/2020 - 15:42

Да, "парус" в русском оригинале звучит интереснее. Но что же делать? Ритмический перевод требует некоторых жертв!
Утешает, что не я одна пошла на такую замену. Когда-то давно мне попалось болгарское: "Самотня лодка cе белие". Как-то так, если память не изменяет.

PinchusPinchus    Mon, 11/05/2020 - 17:27

А какой нравится лично Вам?

George.GGeorge.G    Mon, 11/05/2020 - 17:43

Я бы не хотел здесь обсуждать другие переводы Regular smile

Dovace1001Dovace1001    Mon, 11/05/2020 - 18:26

Спасибо. Просмотрела с интересом. Парочка есть действительно неплохих.

George.GGeorge.G    Mon, 11/05/2020 - 06:23

Ну, по сравнению с Варанчиком, Вы просто сама либеральность Regular smile

IgeethecatIgeethecat    Mon, 11/05/2020 - 06:29

Ну да, а еще я беленькая и пушистенькая

nalexandrenalexandre    Wed, 13/05/2020 - 08:20

Уважаемая Ирина, я оценил высоко Ваш перевод уже потому, что это еще один вариант перевода замечательного стихотворения. По мне - чем больше переводов, тем лучше можно передать текст для носителей языка перевода, не говоря уже о том, что это эквиритмичный перевод с родного языка на иностранный. Думаю, не надо объяснять - легко ли сделать такой перевод.
Может быть, я бы начал с фразы "Far off a white sail shows up alone", тогда, может быть, меньше было бы вопросов о парусе.
Не думаю, впрочем, что это луший вариант - только что мне это пришло в голову. Но тут Вам решать. Желаю успехов!

SchnurrbratSchnurrbrat    Thu, 14/05/2020 - 01:44

I don't want to join another group effort of our critics, but I'm interesting in this part:
... английской литературе примеры использования слова "парус" в смысле "парусная лодка"?
I would expect to find something - Oh, I see sails on the horizon! Obviously sails are not detached from the vessel, we just don't see the ship herself. And it's for a reason that our planet is not flat. A regular person standing on the sea level could see as far as 3 miles (5 km)

SpeLiAmSpeLiAm    Tue, 28/07/2020 - 18:49

По-моему, такая прелесть не может оставаться без хотя бы одного видео.

nalexandrenalexandre    Tue, 28/07/2020 - 19:47

Иосиф, думаю Вы правы. Спасибо!

SpeLiAmSpeLiAm    Tue, 28/07/2020 - 19:55

И Вам спасибо!

Read about music throughout history