Advertisements

Wo sich berühren Raum und Zeit... (Russian translation)

  • Artist: Mascha Kaléko
  • Song: Wo sich berühren Raum und Zeit... 2 translations
  • Translations: Russian #1, #2
German

Wo sich berühren Raum und Zeit...

Wo sich berühren Raum und Zeit,
Am Kreuzpunkt der Unendlichkeit,
Ein Pünktchen im Vorüberschweben –
Das ist der Stern, auf dem wir leben.
 
Wo kam das her, wohin wird es wohl gehen?
Was hier verlischt, wo mag das auferstehn?
- Ein Mann, ein Fels, ein Käfer, eine Lilie
Sind Kinder einer einzigen Familie.
 
Das All ist eins. Was „gestern“ heisst und „morgen“,
Ist nur das Heute, unserm Blick verborgen.
Ein Korn im Stundenglase der Äonen
Ist diese Gegenwart, die wir bewohnen.
 
Dein Weltbild, Zwerg, wie du auch sinnst,
Bleibt ein Phantom, ein Hirngespinst.
Dein Ich – das Glas, darin sich Schatten spiegeln,
Das „Ding an sich“ – Ein Buch mit sieben Siegeln.
 
Wo sich berühren Raum und Zeit,
Am Kreuzpunkt der Unendlichkeit –
Wie Windeswehen in gemalten Bäumen
Umrauscht uns diese Welt, die wir nur träumen.
 
Submitted by Alexander FreiAlexander Frei on Fri, 25/05/2018 - 13:44
Last edited by sandringsandring on Sun, 01/09/2019 - 08:47
Russian translationRussian (equirhythmic, poetic, rhyming)
Align paragraphs
A A

Где место с временем срослось...

Versions: #1#2
Где место с временем срослось,
Где рвётся мировая ось,
Песчинка тихо пролетает –
Планета, где мы обитаем.
 
Откуда всё взялось, чем было Слово?
Угаснув здесь, где возродимся снова?
– Скала, улитка, человек и роза,
они из одного семейства родом.
 
Едино всё. «Вчера» и «завтра» слито,
оно – Сегодня, что от глаз сокрыто.
Наш век, прожитый нами бесполезно,
Крупицей вечности слетает в бездну.
 
Мы – карлики, слепая наша вера
Не что иное, как фантом, химера.
И наше Я – стекло, где пляшут тени,
А «вещь в себе» надёжно прячут стены.
 
Где время дышит пустотой,
Где вечность спит во тьме густой,
как шум ветвей, сошедший со страницы,
Нас обнимает мир, что нам лишь снится.
 
Submitted by dandeliondandelion on Sat, 31/08/2019 - 16:02
More translations of "Wo sich berühren ..."
Russian E, P, Rdandelion
Comments
vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 16:07

Великолепно, Елена!

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 16:08

Спасибо большое, Женя! Мне этот перевод не так просто дался... )

IgeethecatIgeethecat    Sat, 31/08/2019 - 16:24

Красиво, очень красиво
Но у меня вопрос:

«Вчера» и «завтра» слито

— а не должно быть «слиты»? Их же больше, чем одно?

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 16:28

Круто! Да, я бы тоже написал "слиты". Рифма не пострадает.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 16:29

>– Скала, улитка, человек и роза
А зачем тире? Это прямая речь?

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 16:39

Спасибо. Трудно объяснить, почему, но в этой ситуации я бы оставила "слито" и, соответственно "оно" в следующей строчке. Этим как бы подчёркивается то, что всё едино, нет отдельных "вчера" и "завтра", они слиты изначально, никогда не существовали отдельно, только в нашем сознании.
Тире есть в оригинале. Я его оставила. Думаю, действительно можно понимать всё, что идёт с этого момента, как прямую речь, как чей-то ответ на поставленные выше вопросы.

IgeethecatIgeethecat    Sat, 31/08/2019 - 16:40

Ну раз пошла такая пьянка, то я бы и от кавычек избавилась (во вчера и завтра), а просто бы озаглавила - как имена собственные
А «слитны» по тексту не подойдёт?

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 16:41

Почти Кант Regular smile

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:23

В оригинале дословно "Вещь в себе" - книга за семью печатями. )

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 17:26

Так у Канта "вещь в себе" и есть, в некотором смысле, такая книга Regular smile

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:31

Я просто жалею, что "семь печатей" не вписались. Regular smile

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 17:52

Может так написать:

Эго - стекло, где лишь в тенях интрига,
А «вещь в себе» - с семью замка́ми книга.

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 17:54

Ударение только на второй слог должно быть - эгО ) Не пойдет )

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 17:58

Можете ноты предъявить Regular smile

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 18:04

Да, действительно. У Елены Е поставлен...

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 18:10

Здесь Я - стекло, где лишь в тенях интрига,
А «вещь в себе» - с семью замками книга.

IgeethecatIgeethecat    Sat, 31/08/2019 - 18:01

А по нотам Женя такую сильную рифму найдет, что Кант закачается 😘

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:56

Красиво! Но это уже Ваше, сюда не вписывается. Женя, а попробуйте сделать свой перевод! Очень интересно будет сравнить. У Вас ведь всегда свой собственный взгляд и свой стиль.

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 18:02

Нет, лучше Вашего не получится.

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 18:11

Да ладно Вам! Можно же и по-другому взглянуть как-нибудь.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:17

А и правда. Женя, принимайте вызов!

IgeethecatIgeethecat    Sat, 31/08/2019 - 18:17

А я вот уже за своих курчат обиделась

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 18:27

Там сельский фольклор был, а тут Кант Regular smile

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 18:27

А где курчата? Regular smile

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 17:36

Не, такой книги нет у него. "Вещь в себе" он прорабатывает в "Критике чистого разума".

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 18:26

Нам преподавательница философии говорила, что трудами Канта сильно увлекаться не стоит. Двое её сокурсников от этого плохо закончили - сошли с ума...

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 18:30

По себе людей не судят Regular smile

Alexander FreiAlexander Frei    Sat, 31/08/2019 - 18:39

Ну, у вас какой-то да есть преподаватель философии. Мой, к примеру, говорил о том, что в прошлой жизни был пуделем, а до этой жизни сжёг Джордано Бруно, до 40 лет надо читать и уму-разуму набираться, а потом книги надо выкинуть - свои уже писать. Также обществу нужны касты по образцу Индии.

Может, он Канта перечитал?

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:38

А про 40 лет Кант говорил, что до 40 мы живем на проценты, а потом начинаем растрачивать основной капитал. Хозяйственный был мужчина.

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 18:31

Ммм... надо спросить Regular smile

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:41

Кстати, Кант, понимая, что "Чистый разум" мало кто осилит, дал краткое изложение основных концепций в коротенькой книжке "Пролегомены" (или как-то так). Там все понятно. Специально для ленивых учителей.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:44

А наш философ говорил, что всякие физики-математики идиоты, и Кант им не по зубам. А вот кому Канта надо освоить - так это... юристам. Если юрист не может выстроить концепт типа кантовского - пусть лучше в математики подастся, нечего ему в суде делать.

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 18:46

Это правильно он говорил, юристам казуистику нужно знать в совершенстве )

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 18:51

Но пожалуй самым самым извращенцем был Гёдель, придумавший Теорему о неполноте.

BratBrat    Sat, 31/08/2019 - 18:54

Матиясевич круче.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:56

Я был на паре его лекций. Милейший дядька.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:55

Его теоремы - очень простые и важные утверждения, там нет никакой казуистики. Понять и изумиться может каждый

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 18:57

Там следствие самое важное - мир непознаваем )

BratBrat    Sat, 31/08/2019 - 19:14

Если он непротиворечив, - то таки да...
Но он противоречив, и в процессе борьбы противоречий нам приоткрываются некоторые его интимные места...

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 19:20

Да, диалектика - наука всех наук )

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 19:20

Да, это совсем не про мир, а про системы, где есть набор аксиом и теоремы, выводимые из них. Так что это скорее про уголовный кодекс. Смотришь на убийцу и не понимаешь: сажать или не сажать.

BratBrat    Sat, 31/08/2019 - 19:25
Pinhas Zelenogorsky написал(а):

А наш философ говорил, что всякие физики-математики идиоты, и Кант им не по зубам.

Вот два математика: Гёдель и Матиясевич. Первый как бы о Канта ноги вытер, а второй прикинул количество оставшейся на нём при этом грязи, но как бы все это в целом недоказуемо, потому что показания свидетелей заведомо противоречивы.
Так был посрамлён великий калининградский философ...

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 19:28

Да не, Ding an sich так и осталась непознаваемой, а Кант в нее спрятался )

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 20:19

Он сразу оговаривается, что это не предмет его исследований, и откладывает в сторону.

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 20:27

Я как-то придумал конструкцию, которая соединяет все вещи в мире... Тождественное отождествляется с тождественным через тождественное тождественного.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 20:17

Я наверно мало Канта читал и очень давно, но мне показалось, что он практик. Его мало интересовали истины сами по себе, больше практические вещи, типа вечной жизни и того, как подешевле купить вкусную редиску, ни в какие логические абсолюты он не верил.

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 18:35

Надо было Гегеля "Наука логики" предложить почитать для затравки )

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 18:40

А потом на Гуссерля перейти и Кастанеду )

vevvevvevvev    Sat, 31/08/2019 - 18:23

Она же непознаваема...

barsiscevbarsiscev    Sat, 31/08/2019 - 20:18
vevvev написал(а):

Почти Кант Regular smile

И не просто Кант, а окантованный Кант!

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 16:46

В оригинале есть кавычки, я посчитала нужным их оставить.
"Слитны", думаю, здесь не годится.
Я ещё подумаю, может, и надо написать "слиты" и "они". Надо, чтобы отлежалось.
В оригинале вот так, если дословно: то, что называется "вчера" и "завтра" есть только Сегодня, скрытое от нашего взгляда.

IgeethecatIgeethecat    Sat, 31/08/2019 - 17:00

Лена, я не придираюсь, поймите правильно. Не знаю насчёт немецкого (да уже и русского), но в американском английском quotes usually mean something unreal, made up, goofy, etc.

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:12

Маша, да я всё понимаю! Не переживайте, я и к придиркам нормально отношусь. ))) Это всегда повод поговорить и что-то новое для себя открыть.
Мне кажется, здесь как раз и идёт речь о нереальности, иллюзорности понятий "вчера" и "завтра". Для того и кавычки, а не только потому, что в немецком тексте мы что-то называем определёнными словами.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:19

А я так понимаю, что есть сегодня открытое - это сегодня, и закрытое - это вчера и завтра.

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 18:50

Я тоже так понимаю. Где-то ниже почти теми же словами объяснила. Но всё равно ведь вчера и завтра - понятия условные.
Собственно, речь о чём? Вы тоже хотите, чтобы я кавычки убрала?

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 16:49

Едино всё. Вчера и Завтра слиты
в одно Сегодня, что от глаз сокрыто
?

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 16:50

>рвётся мировая ось
А в немецком так и есть? Довольно туманно.

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:00

Нет, это отсебятина. Более того, две первые строчки в первой строфе и в последней в оригинале совпадают, а у меня они отличаются. То есть, я попыталась развернуть смысл и картинку на свой лад.
Дословно немецкий текст звучит так:
Там, где соприкасаются пространство и время,
В точке пересечения (?? м.б. узловой точке, т.к бесконечность в ед.ч.) бесконечности...

У меня, кстати, вполне конкретный видеоряд за этим стоит. Когда я год училась в художке, у меня родилась идея картины, которую я так и не написала - не хватает умения, да и просто лень. Возможно, она когда-нибудь осуществится в форме коллажа... )

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:03

Мировую ось, кстати, я мыслила не так, как она понимается в религии и мифологии, а, скорее, как "путь из прошлого в будущее".
А "узловая точка" - что-то вроде точки бифуркации.

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:25

В теории относительности путь из одной точки четырехмерного пространства-времени в другую точку называется "мировой линией". Не обязательно из прошлого в будущее. Бывают реализуемые, а бывают и нет. Бывают из прошлого в будущее, но невозможные.
В задачнике спрашивается: какие пути из прошлого в будущее невозможны? Первому ответившему - пятерка в дневник.

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 18:29

Вообще не разбираюсь в теории относительности, но предположу, что что-то связанное с родственниками.
Увидеть собственных будущих детей или что-то вроде?

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 18:33

Некоторым вроде даже удается своих детей увидеть. Изредка. Нет, к биологии и "судьбе человека" отношения не имеет.

BratBrat    Sat, 31/08/2019 - 18:51

Правильный ответ - не только лишь все (С)
Teeth smile

barsiscevbarsiscev    Sat, 31/08/2019 - 19:13
Pinhas Zelenogorsky wrote:

Некоторым вроде даже удается своих детей увидеть. Изредка. Нет, к биологии и "судьбе человека" отношения не имеет.

А некоторым даже их убить! (Тарас Бульба).

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 19:09

Тоже ни фига не понимаю в теории относительности. Может, замкнутые невозможны? Или самопересекающиеся? Или как раз-таки разрывные?.. )

Pinhas ZelenogorskyPinhas Zelenogorsky    Sat, 31/08/2019 - 19:17

Это же просто задачник. Материальный объект не может двигаться быстрее скорости света, это дает ограничения на траектории.

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 19:24

Выходящие за пределы Вселенной?

Все, я сдаюсь. Буду ждать объявления правильного ответа.

Sophia_Sophia_    Sat, 31/08/2019 - 20:09

То было двумя минутами позже моего комментария Regular smile
Не успеваю за всем следить.

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 19:26

Я очень смутно вспоминаю, что на какой-то из лекций по общей физике нам рисовали два, условно говоря, "конуса", точнее их проекции, образованные двумя пересекающимися диагональными линиями. Точка пересечения понималась, как настоящее, нижний "конус" как прошлое, верхний - как будущее. То, что за их пределами (слева и справа) - "ничто". Может, это как раз иллюстрация сказанного? Если упростить задачу и предположить, что пространство одномерно.

EquirythmysticaEquirythmystica    Sat, 31/08/2019 - 19:32

Все это бред, сейчас физики серьезно прорабатывают 11-ное пространство-время.

BratBrat    Sat, 31/08/2019 - 19:38

Измерения можно добавлять покуда мощности компьютеров хватать будет...

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:16
Pinhas Zelenogorsky wrote:

Едино всё. Вчера и Завтра слиты
в одно Сегодня, что от глаз сокрыто
?

Да, как вариант. Спасибо!

dandeliondandelion    Sat, 31/08/2019 - 17:19

Тут вот какая проблема. Есть только вечное Сегодня. Причём, "от глаз сокрыто" не всё Сегодня, а его часть, соответствующая "вчера" и "завтра". Мы как бы фонариком ведём по мировой оси... )

Pages

Advertisements
Read about music throughout history