Reclame

A Portrait (Russisch vertaling)

Engels
Engels
A A

A Portrait

Because my love is quick to come and go-
A little here, and then a little there-
What use are any words of mine to swear
My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?
What is my oath, when you have but to bare
My little, easy loves; and I can dare
Only to shrug, and answer, "They are so"?
You do not know how heavy a heart it is
That hangs about my neck- a clumsy stone
Cut with a birth, a death, a bridal-day.
Each time I love, I find it still my own,
Who take it, now to that lad, now to this,
Seeking to give the wretched thing away.
 
Toegevoegd door Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova op Ma, 21/06/2021 - 07:13
Russisch vertalingRussisch (metered, poëtisch, rijmend)
Align paragraphs

Портрет

Versions: #1#2#3#4
Раз быстро так мои влюбленности приходят и уходят -
Немножко здесь, и там слегка -
Смысл клясться в них мой разум не находит,
Упряма сердцем я, и духом не сильна,
Чтоб выдержать напор и спады страсти.
Что обещать? И стоит обнажить
Любовишки мои; смогу лишь предложить
Ответ, пожав плечами: «Легковесны? Разве?»
Не знаете, как сердце тяжело,
Что грубым камнем виснет мне на шее.
Изрезанное жизнью, смертью, свадьбой.
Влюбляясь каждый раз, им всё равно владею.
Когда же кто-нибудь возьмёт его,
Ищу, кому его уже скорей отдать бы.
 
Bedankt!
thanked 9 times
This is a poetic translation - deviations from the meaning of the original are present (extra words, extra or omitted information, substituted concepts).

© Irula 🌿

Toegevoegd door IremiaIremia op Woe, 23/06/2021 - 18:55
Laatst bewerkt door IremiaIremia op Do, 24/06/2021 - 21:21
Reacties
Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Do, 24/06/2021 - 13:37

>Что камнем виснет на моей уставшей шее.
>Изрезанное жизнью

Обтесанное? (ибо камень)

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 15:10

Я над этим моментом думала - в оригинале речь идёт о сравнении с обтесанным камнем, но у меня не получилось вложиться в ритм с камнем, вот и получилось сердце, изрезанное всем.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Do, 24/06/2021 - 15:38

Обтесанное жизнью, смертью, свадьбой

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:06

Да как-то не очень это по отношению к сердцу звучит. Я оставлю изрезанное.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Do, 24/06/2021 - 16:10

Хозяин барин.
Просто раз ту уже сравнила сердце с камнем, то определение, формально относящееся к камню, уже может быть применено и по отношению к сердцу.

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:29

Ну и камень тоже может быть изрезан. Я вроде особого конфликта не вижу.
Думаю, ещё увидим разные варианты переводов 😊👍

Dr_IgorDr_Igor    Do, 24/06/2021 - 17:56
Iremia schrieb:

Ну и камень тоже может быть изрезан.

Согласен. Плюс "обтесанный" несет положительную коннотацию, которая тут - никак. Изрезанный - перфекто.У меня струменты есть - на любом камне что хошь нарежу.

BratBrat    Do, 24/06/2021 - 16:35

В ритме перевода "изрезанное" намного выигрышнее с точки зрения фоносемантики.
Жаль только, грубость камня потеряна, будучи заменена на усталость шеи.
А может быть: Что грубым камнем виснет мне на шее?

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:53

Беру! 👍

PinchusPinchus    Do, 24/06/2021 - 15:54

Она, вроде не пишет, что "духом не сильна". Наоборот, дух контролирует эмоции. И в концовке - она не "не смеет", а не способна, отдает сердце то одному, то другому, и совершенно не ищет "кому его уже скорей отдать бы", не вижу тут никаких поисков окончательного.

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:05

Each time I love, I find it still my own,
Who take it, now to that lad, now to this,
Seeking to give the wretched thing away =>
Каждый раз, когда я влюбляюсь, моё сердце всё-равно при мне (не настолько влюблена)
Кто его возьмёт, то этому предложу, то тому,
В поисках кому-бы уже наконец-то отдать эту проклятую вещь (сердце)

Я понимаю, что не не смеет, а не способна, но нужна была рифма. Поэтическое отклонение.

My spirit slow => слаба духом

BratBrat    Do, 24/06/2021 - 16:40
Iremia schrieb:

Я понимаю, что не не смеет, а не способна, но нужна была рифма. Поэтическое отклонение.

Ну тогда, например, "я всё же им владею"?

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:51

Это мне нравится! Но как-то хотелось бы ещё допилить:

Влюбляясь каждый раз, всё так же им владею/как прежде, им владею/им всё-равно владею?

BratBrat    Do, 24/06/2021 - 18:15

Английское "still" в подобных контекстах обычно переводится на русский с использованием частиц "же", "таки" и наречия "ещё"....

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 18:20

“Still” here can easily be interpreted as “nevertheless”. I’m getting enamoured but my heart nevertheless (still) belongs to me.

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 17:19

Смотри моё объяснение для ПЗ выше. Если есть какие-то другие мнения, будет интересно послушать.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Do, 24/06/2021 - 17:44

именно этот момент оно не объясняет

У тебя 3 л ед. ч (кто-нибудь возьмет его)

А форма глагола при местоимении соответствует 1 лицу (и тогда получается, ЛГ берет и несет свое сердце то одному, то другому)

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 21:22

Даже если и так, то смысл всё равно понятен. Мы сейчас занимаемся откровенным буквоедством при том, что мой перевод таки очень близок к оригиналу. Я могу и подстрочник сделать, чтобы другим было легче переводить. Но только потом будут сплошные поэтические лицензии, в которых мне тут видимо отказано, почему-то.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Do, 24/06/2021 - 21:56

дело не в смысле, а в нерве
Впрочем, и это, наверное, уже вкусовщина.

PinchusPinchus    Do, 24/06/2021 - 20:28

Я тоже так понял.

Dr_IgorDr_Igor    Do, 24/06/2021 - 17:58
Pinchus schrieb:

не вижу тут никаких поисков окончательного.

To give away normally means Отдать с концами

PinchusPinchus    Do, 24/06/2021 - 16:28

>My spirit slow => слаба духом
А дальше? Фраза не закончена

IremiaIremia    Do, 24/06/2021 - 16:31

Как не закончена? А это?
Упряма сердцем я, и духом не сильна,
Чтоб выдержать напор и спады страсти.

У ДП тоже перенос в другую строфу.

My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?

PinchusPinchus    Do, 24/06/2021 - 20:39

Брат согласен? Ну, тогда мне точно не стоит свое толкование предлагать, не то снова сяду в лужу Of weathering the drip and drive of woe

BratBrat    Do, 24/06/2021 - 20:36
Pinchus schrieb:

Брат согласен?

I'm slow of speech, but yes, I should agree...

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Vrij, 25/06/2021 - 05:20

Расскажи!
Я прочитала так, что любит-то "натура" быстро, а забывает медленно

PinchusPinchus    Vrij, 25/06/2021 - 08:20

Ну, я бы наверно примерно так перевел: "какой прок об того, что я буду ругать мое сердце упрямым, а дух - не склонным лить слезы и горевать?"

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 16:55

What use are any words of mine to swear
My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?

Одно слово (is) не позволяет такой трактовки, ПЗ.

Какой прок от моих слов, чтобы клясться (,)
Мое сердце (есть) упрямо, и мой дух (есть is, взятое из начала фразы) слаб
Для того, чтобы переносить/выносить/выдерживать спады и подъёмы горевания/чувств/и тд.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Vrij, 25/06/2021 - 14:02

а если weathering в значении "выветривание, разрушение, слив"?

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 16:48

It is like in “weathering the storm”.

PinchusPinchus    Vrij, 25/06/2021 - 19:01

С другой стороны, после swear нет никакого знака препинания. И это говорит как раз в пользу моей трактовки. А может там as, а не is? Или it пропущено. Что так, что сяк - чего-то не хватает.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Vrij, 25/06/2021 - 19:16

если перевести инфинитив в личную форму, то все довольно прозрачно: (I) swear my heart is stubborn and my spirit slow (клянусь, что -> c инфинитивом "клясться, что..")

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 19:36

Давайте прочитаем ещё раз:

What use are any words of mine to (куда здесь всунуть I???) swear
My heart is stubborn, and my spirit slow…

[@sandring] Надь, помоги пожалуйста! Я видимо, не очень доходчиво объясняю!!!

BratBrat    Zat, 26/06/2021 - 04:14

Саню зовите. [@Almitra] Он вам по Евангелию от Апресяна истолкует...

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 19:33

А может там просто пауза? Или запятая пропущена? И ещё в пользу моего довода: you cannot swear something/someone - you swear at something/someone. But you can blame something/someone. When you say “I swear my heart is stubborn” это значит «клянусь, моё сердце упрямо».
В нашем же случае, все ещё немного по-другому.
К чему слова, чтобы клясться?

Очень часто “is” не ставится дважды: my heart is stubborn, my spirit slow. Поставьте себе тире межу spirit и slow.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Vrij, 25/06/2021 - 19:42
Iremia schrieb:

When you say “I swear my heart is stubborn” это значит «клянусь, моё сердце упрямо».

Во! Соприкосновения пошли ))

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 20:30

Но это не то, что написано в оригинале!!! 🤣

Dr_IgorDr_Igor    Vrij, 25/06/2021 - 20:37

Если кто-нибудь хо
Услышать мое ИМХО

она хо сказать "to swear" в любви, что работает с "oath" парой строк ниже. То, что нет точки после "to swear", как отметил Пинхас, я отношу на счет общего бардака со знаками препинания в публикации стихотворных текстов, особенно английских

Dr_IgorDr_Igor    Vrij, 25/06/2021 - 21:06

Ира,
я думал у меня крыша поехала. Сижу тут заскакиваю комментнуть в перевод стиха "Портрет". После очередного заскакивания, хотел проверить, перенес ли я из транслита одну из предыдущих своих мудрых мыслей.
Не нахожу. Ну, думаю, значит не перенес. Но и места куда я эту мыслю собирался вставлять - тоже не нахожу. Что за черт? Потом выясняется, что есть два перевода и я заскакивал то в один, то в другой. Во. Крыша на месте пока вроде

PinchusPinchus    Vrij, 25/06/2021 - 21:19

Портвейн лучше, чем портрет. Чем лучше? Чем портрет!

IremiaIremia    Vrij, 25/06/2021 - 22:01

Портвейна здесь так не хватает
Сердечко облегчить немного.
Портрет этот предполагает,
Что выпить бы было не плохо!

Чарующая наша Долли
С сарказмом к себе относилась.
Такая была её доля..
Так выпьем же, чтоб не грустилось! (Не уверена, что есть такое слово, русская языка забывать зовсем-зовсем)

PinchusPinchus    Vrij, 25/06/2021 - 22:56

Ира, какой интересный порядок слов!

IremiaIremia    Zat, 26/06/2021 - 03:09

Дык, Вашим каламбурчиком навеяно!

Dr_IgorDr_Igor    Zat, 26/06/2021 - 03:43
Iremia schrieb:

Так выпьем же, чтоб не грустилось! (Не уверена, что есть такое слово, русская языка забывать зовсем-зовсем)

А какие могут быть возражения против того, что это - слово, даже если ты его первая употребила
чертил - чертилось (ему чертовски не чертилось)
простил - простилось ( просто все простыло и простилось)
гостил - гостилось ( гостилось ему на погосте по ГОСТу)
тротил - тротилось ( ?)

BratBrat    Zat, 26/06/2021 - 04:12

- Ты чего такой грустный?
- Да так... Взгрустнулось...
- А чего такой бледный?

Read about music throughout history