Advertisements

A Portrait ( Tradução para Russo)

Inglês
Inglês
A A

A Portrait

Because my love is quick to come and go-
A little here, and then a little there-
What use are any words of mine to swear
My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?
What is my oath, when you have but to bare
My little, easy loves; and I can dare
Only to shrug, and answer, "They are so"?
You do not know how heavy a heart it is
That hangs about my neck- a clumsy stone
Cut with a birth, a death, a bridal-day.
Each time I love, I find it still my own,
Who take it, now to that lad, now to this,
Seeking to give the wretched thing away.
 
Adicionado por Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova em Segunda-feira, 21/06/2021 - 07:13
Tradução para RussoRusso (com rigor métrico, lírica, com rimas)
Alinhar parágrafos

Портрет

Versões: #1#2#3#4
Раз быстро так мои влюбленности приходят и уходят -
Немножко здесь, и там слегка -
Смысл клясться в них мой разум не находит,
Упряма сердцем я, и духом не сильна,
Чтоб выдержать напор и спады страсти.
Что обещать? И стоит обнажить
Любовишки мои; смогу лишь предложить
Ответ, пожав плечами: «Легковесны? Разве?»
Не знаете, как сердце тяжело,
Что грубым камнем виснет мне на шее.
Изрезанное жизнью, смертью, свадьбой.
Влюбляясь каждый раз, им всё равно владею.
Когда же кто-нибудь возьмёт его,
Ищу, кому его уже скорей отдать бы.
 
Obrigado!
thanked 9 times
This is a poetic translation - deviations from the meaning of the original are present (extra words, extra or omitted information, substituted concepts).

© Irula 🌿

Adicionado por IremiaIremia em Quarta-feira, 23/06/2021 - 18:55
Última edição feita por IremiaIremia em Quinta-feira, 24/06/2021 - 21:21
Comentários
Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Quinta-feira, 24/06/2021 - 13:37

>Что камнем виснет на моей уставшей шее.
>Изрезанное жизнью

Обтесанное? (ибо камень)

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 15:10

Я над этим моментом думала - в оригинале речь идёт о сравнении с обтесанным камнем, но у меня не получилось вложиться в ритм с камнем, вот и получилось сердце, изрезанное всем.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Quinta-feira, 24/06/2021 - 15:38

Обтесанное жизнью, смертью, свадьбой

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:06

Да как-то не очень это по отношению к сердцу звучит. Я оставлю изрезанное.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:10

Хозяин барин.
Просто раз ту уже сравнила сердце с камнем, то определение, формально относящееся к камню, уже может быть применено и по отношению к сердцу.

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:29

Ну и камень тоже может быть изрезан. Я вроде особого конфликта не вижу.
Думаю, ещё увидим разные варианты переводов 😊👍

Dr_IgorDr_Igor    Quinta-feira, 24/06/2021 - 17:56
Iremia skrev:

Ну и камень тоже может быть изрезан.

Согласен. Плюс "обтесанный" несет положительную коннотацию, которая тут - никак. Изрезанный - перфекто.У меня струменты есть - на любом камне что хошь нарежу.

BratBrat    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:35

В ритме перевода "изрезанное" намного выигрышнее с точки зрения фоносемантики.
Жаль только, грубость камня потеряна, будучи заменена на усталость шеи.
А может быть: Что грубым камнем виснет мне на шее?

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:53

Беру! 👍

PinchusPinchus    Quinta-feira, 24/06/2021 - 15:54

Она, вроде не пишет, что "духом не сильна". Наоборот, дух контролирует эмоции. И в концовке - она не "не смеет", а не способна, отдает сердце то одному, то другому, и совершенно не ищет "кому его уже скорей отдать бы", не вижу тут никаких поисков окончательного.

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:05

Each time I love, I find it still my own,
Who take it, now to that lad, now to this,
Seeking to give the wretched thing away =>
Каждый раз, когда я влюбляюсь, моё сердце всё-равно при мне (не настолько влюблена)
Кто его возьмёт, то этому предложу, то тому,
В поисках кому-бы уже наконец-то отдать эту проклятую вещь (сердце)

Я понимаю, что не не смеет, а не способна, но нужна была рифма. Поэтическое отклонение.

My spirit slow => слаба духом

BratBrat    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:40
Iremia skrev:

Я понимаю, что не не смеет, а не способна, но нужна была рифма. Поэтическое отклонение.

Ну тогда, например, "я всё же им владею"?

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:51

Это мне нравится! Но как-то хотелось бы ещё допилить:

Влюбляясь каждый раз, всё так же им владею/как прежде, им владею/им всё-равно владею?

BratBrat    Quinta-feira, 24/06/2021 - 18:15

Английское "still" в подобных контекстах обычно переводится на русский с использованием частиц "же", "таки" и наречия "ещё"....

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 18:20

“Still” here can easily be interpreted as “nevertheless”. I’m getting enamoured but my heart nevertheless (still) belongs to me.

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 17:19

Смотри моё объяснение для ПЗ выше. Если есть какие-то другие мнения, будет интересно послушать.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Quinta-feira, 24/06/2021 - 17:44

именно этот момент оно не объясняет

У тебя 3 л ед. ч (кто-нибудь возьмет его)

А форма глагола при местоимении соответствует 1 лицу (и тогда получается, ЛГ берет и несет свое сердце то одному, то другому)

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 21:22

Даже если и так, то смысл всё равно понятен. Мы сейчас занимаемся откровенным буквоедством при том, что мой перевод таки очень близок к оригиналу. Я могу и подстрочник сделать, чтобы другим было легче переводить. Но только потом будут сплошные поэтические лицензии, в которых мне тут видимо отказано, почему-то.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Quinta-feira, 24/06/2021 - 21:56

дело не в смысле, а в нерве
Впрочем, и это, наверное, уже вкусовщина.

PinchusPinchus    Quinta-feira, 24/06/2021 - 20:28

Я тоже так понял.

Dr_IgorDr_Igor    Quinta-feira, 24/06/2021 - 17:58
Pinchus skrev:

не вижу тут никаких поисков окончательного.

To give away normally means Отдать с концами

PinchusPinchus    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:28

>My spirit slow => слаба духом
А дальше? Фраза не закончена

IremiaIremia    Quinta-feira, 24/06/2021 - 16:31

Как не закончена? А это?
Упряма сердцем я, и духом не сильна,
Чтоб выдержать напор и спады страсти.

У ДП тоже перенос в другую строфу.

My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?

PinchusPinchus    Quinta-feira, 24/06/2021 - 20:39

Брат согласен? Ну, тогда мне точно не стоит свое толкование предлагать, не то снова сяду в лужу Of weathering the drip and drive of woe

BratBrat    Quinta-feira, 24/06/2021 - 20:36
Pinchus wrote:

Брат согласен?

I'm slow of speech, but yes, I should agree...

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Sexta-feira, 25/06/2021 - 05:20

Расскажи!
Я прочитала так, что любит-то "натура" быстро, а забывает медленно

PinchusPinchus    Sexta-feira, 25/06/2021 - 08:20

Ну, я бы наверно примерно так перевел: "какой прок об того, что я буду ругать мое сердце упрямым, а дух - не склонным лить слезы и горевать?"

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 16:55

What use are any words of mine to swear
My heart is stubborn, and my spirit slow
Of weathering the drip and drive of woe?

Одно слово (is) не позволяет такой трактовки, ПЗ.

Какой прок от моих слов, чтобы клясться (,)
Мое сердце (есть) упрямо, и мой дух (есть is, взятое из начала фразы) слаб
Для того, чтобы переносить/выносить/выдерживать спады и подъёмы горевания/чувств/и тд.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Sexta-feira, 25/06/2021 - 14:02

а если weathering в значении "выветривание, разрушение, слив"?

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 16:48

It is like in “weathering the storm”.

PinchusPinchus    Sexta-feira, 25/06/2021 - 19:01

С другой стороны, после swear нет никакого знака препинания. И это говорит как раз в пользу моей трактовки. А может там as, а не is? Или it пропущено. Что так, что сяк - чего-то не хватает.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Sexta-feira, 25/06/2021 - 19:16

если перевести инфинитив в личную форму, то все довольно прозрачно: (I) swear my heart is stubborn and my spirit slow (клянусь, что -> c инфинитивом "клясться, что..")

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 19:36

Давайте прочитаем ещё раз:

What use are any words of mine to (куда здесь всунуть I???) swear
My heart is stubborn, and my spirit slow…

[@sandring] Надь, помоги пожалуйста! Я видимо, не очень доходчиво объясняю!!!

BratBrat    Sábado, 26/06/2021 - 04:14

Саню зовите. [@Almitra] Он вам по Евангелию от Апресяна истолкует...

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 19:33

А может там просто пауза? Или запятая пропущена? И ещё в пользу моего довода: you cannot swear something/someone - you swear at something/someone. But you can blame something/someone. When you say “I swear my heart is stubborn” это значит «клянусь, моё сердце упрямо».
В нашем же случае, все ещё немного по-другому.
К чему слова, чтобы клясться?

Очень часто “is” не ставится дважды: my heart is stubborn, my spirit slow. Поставьте себе тире межу spirit и slow.

Julia_ArkhitektorovaJulia_Arkhitektorova    Sexta-feira, 25/06/2021 - 19:42
Iremia skrev:

When you say “I swear my heart is stubborn” это значит «клянусь, моё сердце упрямо».

Во! Соприкосновения пошли ))

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 20:30

Но это не то, что написано в оригинале!!! 🤣

Dr_IgorDr_Igor    Sexta-feira, 25/06/2021 - 20:37

Если кто-нибудь хо
Услышать мое ИМХО

она хо сказать "to swear" в любви, что работает с "oath" парой строк ниже. То, что нет точки после "to swear", как отметил Пинхас, я отношу на счет общего бардака со знаками препинания в публикации стихотворных текстов, особенно английских

Dr_IgorDr_Igor    Sexta-feira, 25/06/2021 - 21:06

Ира,
я думал у меня крыша поехала. Сижу тут заскакиваю комментнуть в перевод стиха "Портрет". После очередного заскакивания, хотел проверить, перенес ли я из транслита одну из предыдущих своих мудрых мыслей.
Не нахожу. Ну, думаю, значит не перенес. Но и места куда я эту мыслю собирался вставлять - тоже не нахожу. Что за черт? Потом выясняется, что есть два перевода и я заскакивал то в один, то в другой. Во. Крыша на месте пока вроде

PinchusPinchus    Sexta-feira, 25/06/2021 - 21:19

Портвейн лучше, чем портрет. Чем лучше? Чем портрет!

IremiaIremia    Sexta-feira, 25/06/2021 - 22:01

Портвейна здесь так не хватает
Сердечко облегчить немного.
Портрет этот предполагает,
Что выпить бы было не плохо!

Чарующая наша Долли
С сарказмом к себе относилась.
Такая была её доля..
Так выпьем же, чтоб не грустилось! (Не уверена, что есть такое слово, русская языка забывать зовсем-зовсем)

PinchusPinchus    Sexta-feira, 25/06/2021 - 22:56

Ира, какой интересный порядок слов!

IremiaIremia    Sábado, 26/06/2021 - 03:09

Дык, Вашим каламбурчиком навеяно!

Dr_IgorDr_Igor    Sábado, 26/06/2021 - 03:43
Iremia skrev:

Так выпьем же, чтоб не грустилось! (Не уверена, что есть такое слово, русская языка забывать зовсем-зовсем)

А какие могут быть возражения против того, что это - слово, даже если ты его первая употребила
чертил - чертилось (ему чертовски не чертилось)
простил - простилось ( просто все простыло и простилось)
гостил - гостилось ( гостилось ему на погосте по ГОСТу)
тротил - тротилось ( ?)

BratBrat    Sábado, 26/06/2021 - 04:12

- Ты чего такой грустный?
- Да так... Взгрустнулось...
- А чего такой бледный?

Read about music throughout history