Россия ведет позорную войну с Украиной.     Поддержи Украину!
  • Nazariy Yaremchuk

    Батько і мати → перевод на Русский

Делиться
Размер шрифта
Оригинальный текст
Поменять языки местами

Батько і мати

Знайдеться на усе причина:
Для тишини і для грози,
Та дивиться синок очима,
А в них дві крапельки сльози.
І крізь образи і розлуки
Печаль дітей знов нас пече,
Їм треба материнські руки, |
Їм треба батьківське плече. | (2)
 
Приспів:
Батько і мати – два сонця гарячих,
Що нам дарують надію й тепло.
Батько і мати, у долі дитячій
Треба, щоб кривди між них не було.
 
В душі то пісня солов’їна,
То злякано сичі кричать.
Щоб не кришилася родина,
Нам треба вміти і прощать.
Нехай людські любов і шана
Осилять всі шляхи круті,
Бо в дітях ми себе лишаєм, |
Себе продовжуєм в житті. | (2)
 
Приспів. (2)
 
Перевод

Отец и мать

Найдется для всего причина -
И для тишины, и для грозы.
И смотрит сынок на меня,
А в глазах у него - две капельки слезы.
И сквозь обиды и разлуки
Детская печаль нас снова беспокоит.
Им нужны материнские руки,
Им нужно отцовское плечо. (2 р.)
 
Припев:
Отец и мать - два солнца горячих,
Которые дарят нам надежду и тепло.
Отец и мать, детям
Нужно, чтобы между ними не было несправедливости.
 
В душе - то песня соловьиная,
То испуганно совы кричат.
Чтобы семья не рушилась,
Нам нужно уметь прощать.
Пусть людские любовь и уважение
Осилят все крутые пути,
Ведь в детях мы частицу себя оставляем,
И наша жизнь в них продолжается. (2 р.)
 
Припев: (2 р.)
 
Комментарии
устим ладенкоустим ладенко    вс, 25/10/2020 - 23:51

1. І крізь обрáзи и розлуки

І сквозь (через) обиды и разлуки

2. Батько і мати - это скорее отец и мать. Папа и мама более фамильярно, по-украински будет "тато и мама"

Мои предки русины отца называли "няньo", и в традиционной сельской семье дети к родителям всегда обращались на "вы".

polina_skpolina_sk
   пн, 26/10/2020 - 19:20

И знову дякую! =)
Насчет "батько и мати"....Меня смутило окончание, я думала что это такая уменьшительно-ласкательная форма. Стилистически применительно к тексту песни все же будет правильнее "отец и мать", согласна с вами. У нас обычно "батей" называют мальчики-подростки своих отцов.
Если вы из Закарпатья, то вдвойне приятно что обращаете внимание на мои переводы. Я родом тоже откуда-то из тех краев, откуда именно - увы, не знаю....
А вот слово "няньо" меня удивило.Я точно не знаю, как соотносятся гуцулы и русины между собой, но в моей голове образ гуцула - этакий воинственный мужчина с усами, в традиционной гуцульской одежде, обязательно с гуцульским топориком и трембитой, вот никак не могу представить чтобы его так называли дети =))) Кстати, на Кубани няней в давние времена называли старшую сестру, которая обычно смотрела за младшими, когда еще семьи были вынуждены быть многодетными.

устим ладенкоустим ладенко    пн, 26/10/2020 - 20:12

Мои предки жили на Лемковине, западнее Карпат. Это территория на юге Польши. Там свой диалект, вот словари:
https://storinka-m.kiev.ua/article.php?id=505
https://diasporiana.org.ua/slovniki-dovidniki/16234-pirtey-p-slovnik-lem...
https://bohdan-books.com/upload/iblock/56a/56a160adeac978e8ed333d17fa20e...

В песнях Яремчука используются гуцульские слова, поэтому иногда бывает сложно переводить тому кто с этим диалектом не знаком.

barsiscevbarsiscev    пн, 26/10/2020 - 20:09

А в эпоху Австро-Венгрии Львов назывался Лемберг...

polina_skpolina_sk
   пн, 26/10/2020 - 20:17

Я как-то скачивала где-то русинский словарь, и видела даже бесплатные курсы в интернете по этому языку. Хотела записаться, но узнала поздно, а жаль.

polina_skpolina_sk
   пн, 26/10/2020 - 20:45

Мне б пока сербский впихнуть в голову...Потом как-нибудь если решусь взяться, обращусь, спасибо.

устим ладенкоустим ладенко    пн, 26/10/2020 - 21:04

Да, Балкан меня давно притягивает... Их музыка и песни мне по духу близки, как и Карпатские.

устим ладенкоустим ладенко    пн, 26/10/2020 - 20:43

Да, гуцул из Буковины. Владимир Ивасюк тоже. И София Ротару тоже оттуда, правда она молдаванка. Буковинцы возродили украинскую эстрадную песню. Достаточно вспомнить их хит "Червона рута".

https://youtu.be/MbWco5aNHrA

polina_skpolina_sk
   пн, 26/10/2020 - 20:30

Люблю Ротару. Её ещё моя прабабушка любила правда=))

polina_skpolina_sk
   пн, 26/10/2020 - 20:40

И "Червона рута" одна из моих любимых украинских песен. Я не знала раньше, что Ивасюк её автор, думала что народная. Впрочем, я тут уже всех своих близких и русских по национальности достала своими украинскими песнями))))

устим ладенкоустим ладенко    пн, 26/10/2020 - 22:06

Даже песня есть с таким названием:

https://youtu.be/Eis-HmuDHdE

этническая территория бойков на Западной Украине и в юго-восточной Польше (Бещады). Правда, повывозили их из Польши как и лемков в 1947.

Я эти все ВИА помню, в детстве их видел живьем. И Тарапуньку со Штепселем. Их как-то комбинировали.

устим ладенкоустим ладенко    вт, 27/10/2020 - 22:48

Да, часть этих белых хорватов ушла v 7-от веке на Балкан, где была создана Красная Хорватия. Карпатские русины и нынешние хорваты как раз потомки этих белых хорватов. Белая Хорватия была гораздо больше по территории и в период своего рассвета занимала большой кусок Европы.

https://youtu.be/SC95dRmCkVA

barsiscevbarsiscev    вт, 27/10/2020 - 22:14

Есть версия, что "бойки" - потомки старых сербов, которые жили прежде
западнее "белых хорват" - где-то на стыке Польши, Чехии и Вост. Германии.

устим ладенкоустим ладенко    вт, 27/10/2020 - 23:25

Генетически бойки связаны с удмуртами, которые пришли в Европу еще в неолите. По другой теории они связаны с кельтским племенем боев (отсюда Богемия - кельтское название Чехии). Хотя не исключено, что это лишь выдумка лингвистов: лемков назвали по их диалектному слову "лем" (только), а бойков по их выражению "бо є" (именно так).

«Ой гуцулы, гуцуленьки, де сте бойка діли ? Цы вы его испеклисте, цы сырого съїли? Ни мы его испеклисмо, ни сырого съїли, И но ишовъ черезъ гору, та го вовки съїли»

https://spadok.org.ua/boykivschyna/etnogeneza-boykiv

barsiscevbarsiscev    ср, 28/10/2020 - 16:11

В общем, "с ума сошли генетики от ген и хромосом".

polina_skpolina_sk
   чт, 29/10/2020 - 19:43

Забавный стишок, и в то же время печальный. Местами язык напоминает болгарский и сербский.
Кстати, читала что украинцы близки генетически к балканским народам, якобы предки македонцев, болгар, и сербов (иллирийцы, фракийцы) оставили свои гены в Карпатах. Это украинские ученые такие исследования проводили. Находила их статьи в интернете.

устим ладенкоустим ладенко    чт, 29/10/2020 - 22:56

Исторически Украина была проходным двором через который народы валили из Азии в Европу. Поэтому многие европейские народы в своей истории когда-то были украинцами в географическом смысле этого слова, т. е. жителями Северного Причерноморья. Связь с народами Балкан изначально была через общую культуру бронзового века, которую в Украине называют Трипольской. Потом пришли первые индоевропейцы, а потом значимым фактором были иранские народы - сарматы. Многие славяне сейчас говорят об иранском происхождении - сербы, хорваты, болгары, поляки и конечно украинцы. А до этого были кельты, греки много кого еще. "Все промелькнули перед нами, все побывали тут"

Вот красивая песня о том как семь хорватских племен в 7-ом веке покинули свою родину - Белую Хорватию в предгорьях Карпат и пришли на Балканы к Адриатическому морю. А кто остался? вот эти самые русины и остались, потомки белых хорватов. Хробаты - храбрые, по одной из версий. Многие другие народы в разное время проделали подобный путь в Европу.

https://lyricstranslate.com/ru/vrijedilo-je-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%...

barsiscevbarsiscev    чт, 29/10/2020 - 21:01

Так из 4-х Сербий 2 были на Украине. Но не в Западной, а в Центральной
и Восточный.
Кстати, следы до сих пор живы.
Напр. пгт. Славяносербск Луганской обл.
И это происходило не в раннем средневековье, а в 18-м веке.
--
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%8F%D0%BD%D0%BE...

polina_skpolina_sk
   чт, 29/10/2020 - 21:42

Про поселения сербов на Украине в недавние времена тоже читала и слышала...Но вот то что украинские ученые-лингвисты и генетики написали, очень удивляет... К сожалению сейчас не найду ссылки, давно читала, может где-то что-то сохранила. Читать было тяжело, так как все было на украинском...

устим ладенкоустим ладенко    чт, 29/10/2020 - 23:53

Было такое сарматское племя сербой, от них как раз и выводят сербов.

Тут есть кое-что по лингвистике и генетике:
https://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE...

https://i.tyzhden.ua/content/photoalbum/2013/november/13/tyshenko.pdf
https://i.tyzhden.ua/content/photoalbum/2012/10_12/04/tyshenko/tyshenko.pdf
https://youtu.be/8HtXo41GCTs

Mutual Intelligibility among the Slavic Languages:

https://beyondhighbrow.com/wp-content/uploads/2019/04/Mutual-Intelligibi...

barsiscevbarsiscev    пт, 30/10/2020 - 17:01

В общем, почти все "европейцы" на деле бывшие азиаты.
Этот процесс идёт и сейчас, И причём с усугублением - к азиатам добавились
африканцы. Ницше давно предупреждал: "Сексуально-активная Азия задавит
импотентную Европу". Так что будьте готовы к Французской Арабской Республике
и Султанату Великобритания и Северная Ирландия.

устим ладенкоустим ладенко    пт, 30/10/2020 - 20:12

Великие переселения проходили через всю историю человечества. Сейчас для него технические возможности особенно подходящие, правда пандемия может заморозить этот процесс хотя-бы временно.

Waran4ikWaran4ik    пт, 30/10/2020 - 20:23

Только это не совсем так. Сначала европейцы переселились в Индию, а потом обратно переселились в Европу.

polina_skpolina_sk
   пт, 30/10/2020 - 18:43

Статью, на которую вторая ссылка ведёт, читала несколько лет назад. Её в том числе имела в виду в предыдущем комментарии. Надо попробовать еще раз прочитать, хоть и тяжко=)