Deel
Font Size
Duits
Originele teksten

Wo sich berühren Raum und Zeit...

Wo sich berühren Raum und Zeit,
Am Kreuzpunkt der Unendlichkeit,
Ein Pünktchen im Vorüberschweben –
Das ist der Stern, auf dem wir leben.
 
Wo kam das her, wohin wird es wohl gehen?
Was hier verlischt, wo mag das auferstehn?
- Ein Mann, ein Fels, ein Käfer, eine Lilie
Sind Kinder einer einzigen Familie.
 
Das All ist eins. Was „gestern“ heisst und „morgen“,
Ist nur das Heute, unserm Blick verborgen.
Ein Korn im Stundenglase der Äonen
Ist diese Gegenwart, die wir bewohnen.
 
Dein Weltbild, Zwerg, wie du auch sinnst,
Bleibt ein Phantom, ein Hirngespinst.
Dein Ich – das Glas, darin sich Schatten spiegeln,
Das „Ding an sich“ – Ein Buch mit sieben Siegeln.
 
Wo sich berühren Raum und Zeit,
Am Kreuzpunkt der Unendlichkeit –
Wie Windeswehen in gemalten Bäumen
Umrauscht uns diese Welt, die wir nur träumen.
 
Russisch
Vertaling123#4

Где место с временем срослось...

Где место с временем срослось,
Где рвётся мировая ось,
Песчинка тихо пролетает –
Планета, где мы обитаем.
 
Откуда всё взялось, чем было Слово?
Угаснув здесь, где возродимся снова?
– Скала, улитка, человек и роза,
они из одного семейства родом.
 
Едино всё. «Вчера» и «завтра» слито,
оно – Сегодня, что от глаз сокрыто.
Наш век, прожитый нами бесполезно,
Крупицей вечности слетает в бездну.
 
Мы – карлики, слепая наша вера
Не что иное, как фантом, химера.
И наше Я – стекло, где пляшут тени,
А «вещь в себе» надёжно прячут стены.
 
Где время дышит пустотой,
Где вечность спит во тьме густой,
как шум ветвей, сошедший со страницы,
Нас обнимает мир, что нам лишь снится.
 

Vertalingen van "Wo sich berühren ..."

Russisch #1, #2, #3, #4
Gegeven reacties
vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 16:07

Великолепно, Елена!

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 16:08

Спасибо большое, Женя! Мне этот перевод не так просто дался... )

IgeethecatIgeethecat    Zat, 31/08/2019 - 16:24

Красиво, очень красиво
Но у меня вопрос:

«Вчера» и «завтра» слито

— а не должно быть «слиты»? Их же больше, чем одно?

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 16:28

Круто! Да, я бы тоже написал "слиты". Рифма не пострадает.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 16:29

>– Скала, улитка, человек и роза
А зачем тире? Это прямая речь?

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 16:39

Спасибо. Трудно объяснить, почему, но в этой ситуации я бы оставила "слито" и, соответственно "оно" в следующей строчке. Этим как бы подчёркивается то, что всё едино, нет отдельных "вчера" и "завтра", они слиты изначально, никогда не существовали отдельно, только в нашем сознании.
Тире есть в оригинале. Я его оставила. Думаю, действительно можно понимать всё, что идёт с этого момента, как прямую речь, как чей-то ответ на поставленные выше вопросы.

IgeethecatIgeethecat    Zat, 31/08/2019 - 16:40

Ну раз пошла такая пьянка, то я бы и от кавычек избавилась (во вчера и завтра), а просто бы озаглавила - как имена собственные
А «слитны» по тексту не подойдёт?

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 16:41

Почти Кант :)

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 16:44

ну да, раз "вещь в себе"

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:23

В оригинале дословно "Вещь в себе" - книга за семью печатями. )

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 17:26

Так у Канта "вещь в себе" и есть, в некотором смысле, такая книга :)

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:31

Я просто жалею, что "семь печатей" не вписались. :)

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 17:52

Может так написать:

Эго - стекло, где лишь в тенях интрига,
А «вещь в себе» - с семью замка́ми книга.

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 17:54

Ударение только на второй слог должно быть - эгО ) Не пойдет )

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 17:58

Можете ноты предъявить :)

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:01

Так слева оригинал есть )

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 18:04

Да, действительно. У Елены Е поставлен...

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 18:10

Здесь Я - стекло, где лишь в тенях интрига,
А «вещь в себе» - с семью замками книга.

IgeethecatIgeethecat    Zat, 31/08/2019 - 18:01

А по нотам Женя такую сильную рифму найдет, что Кант закачается 😘

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:56

Красиво! Но это уже Ваше, сюда не вписывается. Женя, а попробуйте сделать свой перевод! Очень интересно будет сравнить. У Вас ведь всегда свой собственный взгляд и свой стиль.

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 18:02

Нет, лучше Вашего не получится.

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 18:11

Да ладно Вам! Можно же и по-другому взглянуть как-нибудь.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:17

А и правда. Женя, принимайте вызов!

IgeethecatIgeethecat    Zat, 31/08/2019 - 18:17

А я вот уже за своих курчат обиделась

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 18:27

Там сельский фольклор был, а тут Кант :)

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 18:27

А где курчата? :)

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 17:36

Не, такой книги нет у него. "Вещь в себе" он прорабатывает в "Критике чистого разума".

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:17

А хрен ее проработаешь.

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 18:26

Нам преподавательница философии говорила, что трудами Канта сильно увлекаться не стоит. Двое её сокурсников от этого плохо закончили - сошли с ума...

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:28

Слабаки )

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 18:30

По себе людей не судят :)

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:38

А про 40 лет Кант говорил, что до 40 мы живем на проценты, а потом начинаем растрачивать основной капитал. Хозяйственный был мужчина.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:30

А кем стоит - по ее мнению?

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 18:31

Ммм... надо спросить :)

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:41

Кстати, Кант, понимая, что "Чистый разум" мало кто осилит, дал краткое изложение основных концепций в коротенькой книжке "Пролегомены" (или как-то так). Там все понятно. Специально для ленивых учителей.

SchnurrbratSchnurrbrat    Zat, 31/08/2019 - 18:38
PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:44

А наш философ говорил, что всякие физики-математики идиоты, и Кант им не по зубам. А вот кому Канта надо освоить - так это... юристам. Если юрист не может выстроить концепт типа кантовского - пусть лучше в математики подастся, нечего ему в суде делать.

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:46

Это правильно он говорил, юристам казуистику нужно знать в совершенстве )

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:51

Но пожалуй самым самым извращенцем был Гёдель, придумавший Теорему о неполноте.

BratBrat    Zat, 31/08/2019 - 18:54

Матиясевич круче.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:56

Я был на паре его лекций. Милейший дядька.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:55

Его теоремы - очень простые и важные утверждения, там нет никакой казуистики. Понять и изумиться может каждый

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:57

Там следствие самое важное - мир непознаваем )

BratBrat    Zat, 31/08/2019 - 19:14

Если он непротиворечив, - то таки да...
Но он противоречив, и в процессе борьбы противоречий нам приоткрываются некоторые его интимные места...

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 19:20

Да, диалектика - наука всех наук )

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 19:20

Да, это совсем не про мир, а про системы, где есть набор аксиом и теоремы, выводимые из них. Так что это скорее про уголовный кодекс. Смотришь на убийцу и не понимаешь: сажать или не сажать.

BratBrat    Zat, 31/08/2019 - 19:25
Pinhas Zelenogorsky schreef:

А наш философ говорил, что всякие физики-математики идиоты, и Кант им не по зубам.

Вот два математика: Гёдель и Матиясевич. Первый как бы о Канта ноги вытер, а второй прикинул количество оставшейся на нём при этом грязи, но как бы все это в целом недоказуемо, потому что показания свидетелей заведомо противоречивы.
Так был посрамлён великий калининградский философ...

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 19:28

Да не, Ding an sich так и осталась непознаваемой, а Кант в нее спрятался )

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 20:19

Он сразу оговаривается, что это не предмет его исследований, и откладывает в сторону.

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 20:27

Я как-то придумал конструкцию, которая соединяет все вещи в мире... Тождественное отождествляется с тождественным через тождественное тождественного.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 20:17

Я наверно мало Канта читал и очень давно, но мне показалось, что он практик. Его мало интересовали истины сами по себе, больше практические вещи, типа вечной жизни и того, как подешевле купить вкусную редиску, ни в какие логические абсолюты он не верил.

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 20:12

А кто Платона читал?

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:35

Надо было Гегеля "Наука логики" предложить почитать для затравки )

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:40

А потом на Гуссерля перейти и Кастанеду )

vevvevvevvev    Zat, 31/08/2019 - 18:23

Она же непознаваема...

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 18:24

Черная дыра Сола )

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:30

Вот именно.

barsiscevbarsiscev    Zat, 31/08/2019 - 20:18
vevvev schreef:

Почти Кант :)

И не просто Кант, а окантованный Кант!

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 16:46

В оригинале есть кавычки, я посчитала нужным их оставить.
"Слитны", думаю, здесь не годится.
Я ещё подумаю, может, и надо написать "слиты" и "они". Надо, чтобы отлежалось.
В оригинале вот так, если дословно: то, что называется "вчера" и "завтра" есть только Сегодня, скрытое от нашего взгляда.

IgeethecatIgeethecat    Zat, 31/08/2019 - 17:00

Лена, я не придираюсь, поймите правильно. Не знаю насчёт немецкого (да уже и русского), но в американском английском quotes usually mean something unreal, made up, goofy, etc.

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:12

Маша, да я всё понимаю! Не переживайте, я и к придиркам нормально отношусь. ))) Это всегда повод поговорить и что-то новое для себя открыть.
Мне кажется, здесь как раз и идёт речь о нереальности, иллюзорности понятий "вчера" и "завтра". Для того и кавычки, а не только потому, что в немецком тексте мы что-то называем определёнными словами.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:19

А я так понимаю, что есть сегодня открытое - это сегодня, и закрытое - это вчера и завтра.

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 18:50

Я тоже так понимаю. Где-то ниже почти теми же словами объяснила. Но всё равно ведь вчера и завтра - понятия условные.
Собственно, речь о чём? Вы тоже хотите, чтобы я кавычки убрала?

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 16:49

Едино всё. Вчера и Завтра слиты
в одно Сегодня, что от глаз сокрыто
?

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 16:50

>рвётся мировая ось
А в немецком так и есть? Довольно туманно.

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:00

Нет, это отсебятина. Более того, две первые строчки в первой строфе и в последней в оригинале совпадают, а у меня они отличаются. То есть, я попыталась развернуть смысл и картинку на свой лад.
Дословно немецкий текст звучит так:
Там, где соприкасаются пространство и время,
В точке пересечения (?? м.б. узловой точке, т.к бесконечность в ед.ч.) бесконечности...

У меня, кстати, вполне конкретный видеоряд за этим стоит. Когда я год училась в художке, у меня родилась идея картины, которую я так и не написала - не хватает умения, да и просто лень. Возможно, она когда-нибудь осуществится в форме коллажа... )

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:03

Мировую ось, кстати, я мыслила не так, как она понимается в религии и мифологии, а, скорее, как "путь из прошлого в будущее".
А "узловая точка" - что-то вроде точки бифуркации.

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:25

В теории относительности путь из одной точки четырехмерного пространства-времени в другую точку называется "мировой линией". Не обязательно из прошлого в будущее. Бывают реализуемые, а бывают и нет. Бывают из прошлого в будущее, но невозможные.
В задачнике спрашивается: какие пути из прошлого в будущее невозможны? Первому ответившему - пятерка в дневник.

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 18:29

Вообще не разбираюсь в теории относительности, но предположу, что что-то связанное с родственниками.
Увидеть собственных будущих детей или что-то вроде?

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:33

Некоторым вроде даже удается своих детей увидеть. Изредка. Нет, к биологии и "судьбе человека" отношения не имеет.

BratBrat    Zat, 31/08/2019 - 18:51

Правильный ответ - не только лишь все (С)
:D

barsiscevbarsiscev    Zat, 31/08/2019 - 19:13
Pinhas Zelenogorsky schreef:

Некоторым вроде даже удается своих детей увидеть. Изредка. Нет, к биологии и "судьбе человека" отношения не имеет.

А некоторым даже их убить! (Тарас Бульба).

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 19:09

Тоже ни фига не понимаю в теории относительности. Может, замкнутые невозможны? Или самопересекающиеся? Или как раз-таки разрывные?.. )

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 19:17

Это же просто задачник. Материальный объект не может двигаться быстрее скорости света, это дает ограничения на траектории.

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 19:24

Выходящие за пределы Вселенной?

Все, я сдаюсь. Буду ждать объявления правильного ответа.

Sophia_Sophia_
   Zat, 31/08/2019 - 20:09

То было двумя минутами позже моего комментария :)
Не успеваю за всем следить.

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 19:26

Я очень смутно вспоминаю, что на какой-то из лекций по общей физике нам рисовали два, условно говоря, "конуса", точнее их проекции, образованные двумя пересекающимися диагональными линиями. Точка пересечения понималась, как настоящее, нижний "конус" как прошлое, верхний - как будущее. То, что за их пределами (слева и справа) - "ничто". Может, это как раз иллюстрация сказанного? Если упростить задачу и предположить, что пространство одномерно.

Waran4ikWaran4ik    Zat, 31/08/2019 - 19:32

Все это бред, сейчас физики серьезно прорабатывают 11-ное пространство-время.

BratBrat    Zat, 31/08/2019 - 19:38

Измерения можно добавлять покуда мощности компьютеров хватать будет...

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:16
Pinhas Zelenogorsky schreef:

Едино всё. Вчера и Завтра слиты
в одно Сегодня, что от глаз сокрыто
?

Да, как вариант. Спасибо!

dandeliondandelion
   Zat, 31/08/2019 - 17:19

Тут вот какая проблема. Есть только вечное Сегодня. Причём, "от глаз сокрыто" не всё Сегодня, а его часть, соответствующая "вчера" и "завтра". Мы как бы фонариком ведём по мировой оси... )

PinchusPinchus    Zat, 31/08/2019 - 18:27

В Сегодня мнимом, что от глаз сокрыто? В другом Сегодня, что от глаз сокрыто?

Pages